Порядок проведения сертификации

Порядок проведения работ по сертификации систем менеджмента регламентируется требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017, ГОСТ Р ИСО 19011-2021, ГОСТ Р 55568-2013, документами системы добровольной сертификации систем менеджмента «Регистр систем менеджмента» (ТЦР1).

Этапы проведения работ в соответствии с установленными требованиями, включают:

- подачу заявки заказчиком, рассмотрение и принятие решения по заявке органом по сертификации, определение исполнителей, заключение договора;

- экспертизу документов системы менеджмента заказчика, частичный аудит «на месте» в рамках 1 этапа сертификационного аудита;

- 2 этап сертификационного аудита «на месте»;

- принятие решения об отказе в сертификации или о выдаче сертификата соответствия;

- надзорные аудиты (инспекционный контроль) сертифицированных систем менеджмента в течение сертификационного периода;

- процессы подтверждения, приостановления, отмены действия сертификата соответствия, расширения, сужении области сертификации.

Общие требования

Процесс сертификации СМ предусматривает организационный этап, двухэтапный первичный аудит по сертификации СМ, два инспекционных аудита и

после трехлетнего цикла сертификации – ресертификацию до окончания срока действия сертификата.

Трехлетний цикл сертификации начинается с принятия решения о сертификации.

 Организационный этап работ

 Основание для начала работ

        Основанием для начала работ  служит  заявка по форме, направленная организацией - заказчиком в орган по сертификации.

В заявку должна быть включена или к ней приложена следующая информация:

- общая характеристика организации - заказчика, ее наименование, юридический и фактический адрес и адреса производственных площадок, юридический статус, сведения о человеческих  и  технических ресурсах;

- заявляемая область сертификации (область применения СМ);

- заявление о согласии организации - заказчика удовлетворять все требования к сертификации и предоставлять любую информацию, необходимую для проведения аудита;

-         наименование стандарта или других нормативных документов, на соответствие которым планируется сертификация системы.

Примечание – К техническим ресурсам относят: оборудование, программное обеспечение, транспортные средства и др.

Орган по сертификации регистрирует заявку, проводит  анализ заявки для определения возможности проведения сертификации с учетом:

- оценки соответствия  области применения СМ области аккредитации органа по сертификации;

- наличия в органе по сертификации необходимой информации для планирования аудита (местоположение организации; численность работников; число производственных площадок и их местоположение;  предпочтительные сроки проведения аудита; сведения по всем процессам, переданным организацией сторонним организациям; рабочий язык аудита и др.);

-  имеющиеся у органа по сертификации возможности проведения работ в сроки, предпочтительные для  организации - заказчика (далее - заказчик), и  наличие соответствующих ресурсов.

Примечание – Основанием для начала работ может служить письмо-обращение, составленное в произвольной форме. При направлении в орган по сертификации письма-обращения и подтверждении возможности проведения сертификации заказчик оформляет заявку на сертификацию на официальном бланке и направляет ее в орган по сертификации.

Орган по сертификации после проведения анализа заявки письменно - по форме, приведенной в приложении В, извещает заказчика о решении «принять/не принять» заявку  на сертификацию СМ.

В случае принятия заявки стоимость работ по анализу заявки должна быть  включена в договор на проведение сертификации СМ.

В случае отказа от принятия заявки орган по сертификации приводит в извещении основание для отрицательного решения.

Заключение договора на проведение сертификации СМ

В случае положительного решения о принятии заявки на сертификацию СМ орган по сертификации и заказчик заключают договор.

Перед заключением договора орган по сертификации проводит оценку трудозатрат на проведение сертификации по правилам, установленным в органе по сертификации. При оценке трудозатрат следует учитывать все производственные площадки заказчика (независимо от местоположения).

В связи с тем, что работы органа по сертификации должны быть оплачены в полном объеме независимо от результатов аудита, в договоре целесообразнопредусмотреть предварительное поступление на счет органа по сертификации всей суммы оплаты до начала работ.

Формирование комиссии по сертификации

После оплаты работ по договору орган по сертификации распоряжением руководства назначает председателя комиссии по сертификации (далее - комиссия) и формирует её состав. 

Комиссия может состоять из одного или нескольких экспертов. Если аудит осуществляет один эксперт, он выполняет обязанности председателя комиссии.

При определении численности и состава комиссии необходимо учитывать:

- цели, область и критерии аудита;

- сроки проведения аудита;

- вид (виды)  экономической  деятельности проверяемой организации;

          - число структурных подразделений и филиалов проверяемой организации с различным местоположением;

- численность работников проверяемой организации;

- трудозатраты на проведение аудита;

          - необходимость обеспечения совокупной компетентности комиссии для достижения целей аудита;

-  требования законодательных и иных нормативных правовых актов, технических регламентов, применимых к проводимой оценке;

          -  обеспечение независимости членов комиссии от сертифицируемой организации;

- возможность членов комиссии результативно взаимодействовать с проверяемой организацией;

- язык аудита.

Для подтверждения совокупной компетентности комиссии необходимо назначить членов комиссии таким образом, чтобы комиссия в совокупности обладала знаниями критериев, процедур и методов аудита, а также специальными знаниями специфики производственных процессов. Состав комиссии должен быть сформирован с учетом требований ГОСТ Р ИСО 19011.

Если эксперты в комиссии в совокупности  не обладают необходимыми знаниями и опытом по конкретным видам экономической деятельности, то в комиссию должен(ны) быть включен(ы) технический(е) эксперт(ы).

В состав комиссии не могут быть включены представители проверяемой организации, а также представители организаций, заинтересованных в результатах сертификации.

В состав комиссии могут быть включены стажеры, работающие под руководством и  наблюдением председателя комиссии.

Состав комиссии утверждает руководство органа по сертификации.

Примечания

1 Орган по сертификации по просьбе заказчика (проверяемой организации) может заменить конкретного члена комиссии по обоснованным мотивам, например, если предлагаемый член комиссии ранее работал в проверяемой организации или во время предыдущего аудита проявлял неэтичное поведение и др. Возникающие претензии к составу комиссии должны быть разрешены до начала аудита «на месте».

2 Технические эксперты и стажеры при рассмотрении свидетельств и формировании выводов (наблюдений) аудита имеют только право совещательного голоса.

 

Проведение первого этапа  аудита по сертификации  системы     менеджмента качества

       Первый этап  аудита по сертификации СМ проводят с целью определить соответствие документов системы требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.

Председатель комиссии запрашивает у заказчика  документы СМ для анализа: обязательные согласно приложению Д и дополнительные по своему усмотрению.

Документы могут быть представлены как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Порядок хранения документов устанавливает орган по сертификации.

Полученные документы остаются в органе по сертификации в качестве контрольных документов.

       Орган по сертификации должен проверить соответствие Политики в области качества требованиям 5.3 ГОСТ Р ИСО 9001.

Орган по сертификации проводит анализ  Руководства по качеству и всей документации, представленной заказчиком согласно разделу 6 на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001. При этом следует учитывать, что указанный стандарт содержит минимально необходимый объем требований к Руководству по качеству.

Примечания

1  Объем, структура и содержание Руководства по качеству зависят от размера и специфики деятельности организации. Небольшие организации (малые предприятия) могут включать в Руководство по качеству описание всей системы менеджмента качества, а также все документированные процедуры, требуемые ГОСТ Р ИСО 9001 или настоящим стандартом. Для крупных компаний, возможно, потребуется несколько Руководств по качеству, действующих по иерархии управления компанией (возможно, на национальном, региональном и других уровнях), а также для организаций, имеющих несколько производственных площадок с различным местоположением и/или отдельным юридическим статусом.

2  Заявку, запрошенные сведения и документы оформляют на русском языке или на языке, применяемом заказчиком и согласованном с органом по сертификации.

Одновременно с анализом исходных документов, поступивших от проверяемой организации, комиссия запрашивает у этой организации сведения относительно проведения внутренних аудитов и анализа  СМ со стороны руководства.

          Анализ должен быть завершен оформлением письменного отчета о предварительной проверке документов СМ, в котором наряду с указанием выявленных замечаний должно быть сформулировано (если это необходимо) заключение с обоснованием проведения частичного аудита «на месте» для снятия неясных вопросов или перехода ко второму этапу аудита.

  В случае частичной проверки СМ на «месте» председатель комиссии разрабатывает план проверки, в который включает проверку процессов и подразделений, вызвавших вопросы при анализе документов.

         Оплата проведения первого этапа аудита с выездом «на место»    оговаривается с заказчиком  включением этих работ в основной договор либо по  дополнительному соглашению. 

Проведение первого этапа аудита без выезда «на место» возможно в случае, если заказчик  представил в орган по сертификации  документацию и  информацию по СМ,   полностью соответствующие  разделу 6.4 и не вызывающие у эксперта неясных (спорных) вопросов. Также на этом этапе возможно не выезжать на «место» в случае, если  имеется длительный опыт взаимодействия с проверяемой организацией в рамках работ по оценке и сертификации  СМ и орган по сертификации в достаточном объеме знаком с  СМ данной организации.

При положительном заключении  о возможности перехода ко второму этапу  аудита по сертификации СМ отчет, подписанный председателем комиссии и экспертом, проводившим анализ, орган по сертификации направляет проверяемой организации не позднее чем за две недели до начала второго этапа  аудита. При этом к отчету должен быть приложен  акт о частичном аудите «на месте» при его проведении с положительным заключением.

При отрицательном заключении документы должны быть направлены заказчику на доработку.

В случае, если  по результатам частичного аудита «на месте» выявлены несоответствия, организация - заказчик должна устранить их до начала проведения второго этапа аудита по сертификации СМ. Орган по сертификации проверяет факт устранения несоответствий, выявленных при частичном аудите, на втором этапе аудита по сертификации.

Выполнение работ по повторному анализу документов и, в случае необходимости, проверки в организации устранения несоответствий, выявленных при частичном аудите, может быть предусмотрено  в рамках дополнительного соглашения к договору.

Отмеченные в отчете несоответствия СМ заказчик должен устранить до начала проведения второго этапа  аудита по сертификации СМ (аудита СМ на «месте»). Орган по сертификации проверяет факт устранения несоответствий, выявленных при анализе документации, при аудите в организации заказчика.

Подготовка второго этапа  аудита по сертификации системы менеджмента качества

Общие положения

Второй этап аудита по сертификации СМ (аудит на «месте») проводят непосредственно в организации заказчика в целях оценки внедрения и результативности СМ.

До начала аудита председатель комиссии взаимодействует с проверяемой организацией в целях:

- оценки условий местоположения проверяемой организации и размещения ее производственных площадок;

- определения каналов обмена информацией с проверяемой организацией;

- согласования порядка доступа к соответствующим документам;

- согласования процедур обеспечения безопасности экспертов во время аудита;

- определения представителей проверяемой организации, сопровождающих экспертов.

Примечание -  Орган по сертификации по договору подряда может поручить проведение на «месте»  аудита системы менеджмента качества (или отдельных её процессов) другому органу по сертификации. При этом  орган по сертификации, передающий часть своей деятельности другому органу, несет полную ответственность  за проведенный подрядчиком аудит.

Подготовка плана аудита

Председатель комиссии подготавливает план аудита по форме приложения Е.

При установлении сроков проведения аудита орган по сертификации учитывает:

- требования ГОСТ Р ИСО 9001;

        - размер организации и сложность производственных процессов;

        - технологические и обязательные требования;

        - аутсорсинг любой деятельности, охватываемой СМ;

        - число производственных площадок.

Если в ходе аудита проверяют производственные площадки,  находящиеся в различных местах и осуществляющие схожую деятельность, охватываемую СМ заказчика, орган по сертификации включает в план представительную выборку, позволяющую оценить СМ в полном объеме.

Председатель комиссии, руководствуясь планом аудита по согласованию с членами комиссии, распределяет между ними обязанности по аудиту конкретных подразделений, видов деятельности, процессов и процедур СМ проверяемой организации.

При распределении обязанностей учитывают необходимость соответствия компетентности экспертов и технических экспертов проверяемым видам деятельности организации согласно плану аудита.

План аудита утверждает руководство органа по сертификации.

Примечания

1 Если продукция подлежит обязательной сертификации, в план аудита должна быть включена проверка  системы контроля и испытаний продукции, указанной в 6.3, примечание 2.

2 План аудита должен включать в себя указание на рабочий язык аудита в случае, если есть различия между языками, на которых говорят эксперты и персонал проверяемой организации.

3 План аудита формируют с учетом оцененной трудоемкости.

 4  Аутсорсинг означает передачу заказчиком сторонней организации деятельности по  выполнению отдельного процесса, являющегося неотъемлемой частью заявленной области сертификации системы менеджмента качества.

План аудита должен быть доведен до сведения проверяемой организации до начала аудита «на месте».

Любые возражения проверяемой организации должны быть разрешены до начала аудита председателем комиссии и представителем проверяемой организации, имеющим соответствующие полномочия.

В ходе аудита председатель комиссии вправе вносить изменения в план аудита, которые должны быть согласованы с проверяемой организацией.

 При подготовке к аудиту могут быть использованы типовые формы, разработанные органом по сертификации. Состав типовых форм определяет орган по сертификации с учетом требований ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021.

Проведение второго этапа  аудита  по сертификации систем менеджмента качества  (аудита «на месте»)

Предварительное совещание

Предварительное совещание проводят под руководством председателя комиссии с участием членов комиссии, руководства и ведущих специалистов проверяемой организации.

Целями предварительного совещания являются:

- подтверждение со стороны организации возможности реализации плана аудита;

- краткое изложение используемых методов и процедур аудита;

- установление официальных процедур взаимодействия между членами комиссии и сотрудниками проверяемой организации;

- обсуждение возникших вопросов.

На предварительном совещании председатель комиссии должен:

- представить участников комиссии с указанием их роли в аудите;

- сообщить график проведения работ по аудиту, дату и время заключительного совещания и других мероприятий, касающихся аудита, таких как промежуточные совещания, проводимые комиссией и руководством проверяемой организации;

- кратко ознакомить с методами и процедурами аудита;

- проинформировать организацию о том, что аудит  выборочный  и, следовательно,  результаты оценки носят вероятностный характер;

- сообщить о рабочем языке аудита, при необходимости;

- сообщить о порядке информирования проверяемой организации о ходе аудита;

- подтвердить соблюдение комиссией требований конфиденциальности;

- проинформировать о правилах классификации наблюдений и принятия решений по результатам сертификации;

- ознакомить с правилами составления акта;

       - проинформировать об условиях, при которых аудит может быть прекращен;

- проинформировать организацию о возможности апелляции, при необходимости;

- проинформировать о задачах проверяемой организации и последующих действиях органа по сертификации в случае, если акт будет содержать указания о несоответствиях.

Аудит СМ «на месте»

Общие положения

Объекты аудита приведены в разделе 6.

 Председатель комиссии периодически информирует проверяемую организацию о ходе аудита.

Члены комиссии должны периодически обмениваться информацией и оценивать результаты наблюдений. Председатель комиссии при необходимости может перераспределять выполняемые функции экспертов и технических экспертов.

Ежедневно в конце рабочего дня председатель комиссии должен проводить рабочие совещания членов комиссии.

Информацию, полученную в ходе аудита, свидетельствующую о наличии непосредственного риска нарушения требований к качеству продукции, к производственным процессам или производственной среде, немедленно доводят до сведения руководства проверяемой организации.

Если свидетельства аудита указывают на то, что цели аудита недостижимы, председатель комиссии докладывает о причинах этого в орган по сертификации и руководству проверяемой организации для определения дальнейших действий: коррекции плана аудита, изменения области сертификации СМ или прекращения аудита.

Сбор, проверка и регистрация данных

Комиссия собирает и проверяет информацию, касающуюся области и объектов аудита, включая информацию о взаимодействии структурных подразделений организаций и процессов СМ. Только проверенная информация может быть свидетельством аудита.

В качестве источников информации используют:

-  интервью с работниками проверяемой организации;

- собственные наблюдения экспертов за деятельностью персонала, функционированием процессов, условиями труда и состоянием рабочих мест;

- данные обратной связи от потребителей;

- документы СМ, такие как политика и цели в области качества, руководство по качеству, планы по качеству, стандарты организации (документированные процедуры), технологические регламенты (технологические процессы), положения, инструкции, внешние нормативные и технические документы, договоры, контракты и др.;

- документы, содержащие данные о процессах СМ (записи), такие как акты (отчеты) по внутренним аудитам, отчеты об анализе со стороны руководства, протоколы испытаний продукции, решения совещаний по проблемам качества, информация по результатам мониторинга и измерений продукции и процессов, рабочие журналы, заполненные ведомости, формы, бланки и др.;

- данные обзоров, анализов результативности функционирования СМ;

- результаты оценки и рейтинги поставщиков.

Информация, полученная из указанных источников, должна быть проверена на объективность.

При проверке соответствия функционирования системы менеджмента качества требованиям, установленным в документах СМ и ГОСТ Р ИСО 9001, организация должна предоставить объективные свидетельства постоянного повышения результативности СМ в соответствии с рекомендациями ГОСТ Р ИСО 9004.

Формирование выводов аудита

Полученная и проверенная информация по объектам аудита должна быть сопоставлена с критериями аудита для формирования выводов.

 Выводы аудита могут указывать на соответствие или несоответствие  СМ проверяемой организации критериям аудита и на возможности улучшения. Выводы аудита могут касаться и предотвращения возможных отклонений, тогда эти выводы классифицируют как уведомления.

Свидетельства аудита должны быть обобщены с указанием процессов и требований, которые были проверены, а также  мест наблюдений. Несоответствия,  уведомления и подтверждающие их свидетельства аудита должны быть зарегистрированы.

Любые несоответствия или возможности улучшения должны быть доведены до сведения организации. При улучшении деятельности организация руководствуется  принципами менеджмента качества, изложенными в ГОСТ Р ИСО 9000.

Орган по сертификации обеспечивает сохранность рабочих документов и любых записей по аудиту в порядке, установленном органом по сертификации.

Классификация и регистрация выводов 

В ходе аудита СМ все обнаруженные несоответствия требованиям  ГОСТ Р ИСО 9001 и документам СМ организации должны быть тщательно рассмотрены и классифицированы комиссией согласно 3.18 - 3.21 в зависимости от степени несоответствия рассматриваемого объекта аудита.

Выводы, сделанные в ходе аудита, классифицируют в целях  выполнения проверяемой организацией корректирующих действий (для устранения причин несоответствий), адекватных последствиям выявленных несоответствий, принятия органом по сертификации решения о выдаче, подтверждении, приостановлении или отмене действия сертификата, а также расширении или сужении области сертификации.

Неоднократное повторение малозначительных несоответствий одного вида (связанных с одним и тем же элементом СМ) дает основание для перевода их в значительные несоответствия.

Окончательное решение по отнесению несоответствий к несоответствиям определенным категориям принимает председатель комиссии.

Обнаруженные несоответствия и уведомления регистрируют на бланках. Исправления на бланках не допускаются.

Зарегистрированные несоответствия и уведомления официально представляют руководству проверяемой организации.

Примечание – В случае разногласий с уполномоченным представителем проверяемой организации, касающихся выводов комиссии, председатель комиссии решает вопросы с руководством организации.

Действия с несоответствиями и уведомлениями

Действия с несоответствиями и уведомлениями  состоят из следующих этапов:

        - комиссия официально представляет руководству проверяемой организации зарегистрированные несоответствия и уведомления, при этом возможно обсуждение и рассмотрение аргументов организации по  зарегистрированным несоответствиям и уведомлениям;

        - если организация устранит несоответствия и учтет  уведомления, о чем представит убедительные свидетельства во время работы комиссии,  комиссия снимает  такое несоответствие или уведомление, что эксперт подтверждает своей подписью на бланке регистрации несоответствий или уведомлений. Число снятых несоответствий и учтенных уведомлений фиксируют в акте, но не учитывают при принятии решения о выдаче сертификата соответствия;

          - если несоответствия и уведомления комиссией доказаны, то уполномоченный представитель руководства проверяемой организации ставит свою подпись на бланках регистрации несоответствий и уведомлений;            

- проверяемая организация проводит анализ причин несоответствий и уведомлений и планирует проведение  корректирующих действий;

- в случае возникновения затруднений у проверяемой организации при планировании корректирующих действий в период  аудита орган по сертификации вправе предоставить дополнительно две недели (от даты проведения заключительного совещания) для завершения указанной работы.

При наличии замечаний к плану корректирующих действий орган по сертификации извещает об этом проверяемую организацию, которая  в течение двух недель проводит доработку плана.

Срок, отводимый в плане  корректирующих действий на их выполнение, не должен превышать:

- 12 недель (от даты проведения заключительного совещания) при наличии одного и более значительного несоответствия;

- 5 недель (от даты проведения заключительного совещания) при наличии только малозначительных несоответствий .

Проверка учета уведомлений должна быть включена в план очередного инспекционного контроля.

Если в орган по сертификации не будет представлен  план корректирующих действий, процесс сертификации должен быть прекращен.

Возобновление процесса сертификации может быть осуществлено только после подачи повторной заявки на сертификацию (7.2).

Подготовка акта по результатам аудита «на месте», проведение заключительного совещания, утверждение и рассылка акта

Подготовка акта по результатам аудита

Председатель комиссии несет ответственность за подготовку и содержание акта по результатам аудита.

До  заключительного совещания комиссия проводит следующую работу:    

- анализирует наблюдения, выводы аудита и любую другую информацию, собранную в ходе аудита и соответствующую его целям;

- анализирует выявленные несоответствия и уведомления;

- оформляет акт по результатам аудита, принимая во внимание выборочный характер рассмотрения объектов аудита;

- подготавливает рекомендации органу по сертификации для принятия решения о выдаче (невыдаче) сертификата соответствия СМ  организации;

- информирует о периодичности проведения инспекционного контроля СМ.

Результаты аудита, выводы и рекомендации комиссия оформляет в виде акта, форма и основные разделы которого приведены в приложении К.

В  акте необходимо отразить:

- свидетельства соответствия всем требованиям ГОСТ Р ИСО 9001;

          - подтверждение результативности внедрения, поддержания и улучшения СМ;

           - результаты внутренних аудитов и анализа СМ со стороны руководства;

           - обеспечение  имеющейся системой контроля и испытаний проверки выполнения требований к продукции, в том числе обязательных;

             - информацию о проверенных процессах и документах СМ организации;    

           - информацию о достигнутых улучшениях СМ за предшествующий аудиту период;

- возможности улучшения СМ без рекомендаций готовых  решений;

          - рекомендации комиссии органу по сертификации в отношении выдачи/невыдачи сертификата.

         Примечание - Не допускается идентифицировать несоответствия и уведомления как возможности для улучшения.

К акту должны быть приложены:

           - план аудита СМ;

           - заполненные бланки регистрации несоответствий и уведомлений;

           - записи, подтверждающие устранение несоответствий в ходе аудита;

           - протоколы разногласий (при их наличии).

К акту могут быть приложены:

           - протоколы испытаний продукции;

          - отчеты о качестве продукции за определенный период времени;

          - данные по анализу состояния производственной среды в организации за определенный период времени;

           - данные по анализу корректирующих действий, выполненных в период работы комиссии при сертификации СМ, и др.;

           - справка о поступивших рекламациях за предшествующий аудиту год.

Проведение заключительного совещания

По результатам аудита председатель комиссии проводит заключительное совещание и представляет проект акта, включающий в себя описание всех несоответствий и уведомлений.

На заключительном совещании должны присутствовать руководство, ведущие специалисты проверяемой организации и члены комиссии. На совещании председатель комиссии доводит до участников совещания результаты аудита, представляет выводы и заключения по аудиту СМ.

Примечание - Любые разногласия по выводам  аудита между комиссией и проверяемой организацией должны быть обсуждены и, по возможности, разрешены до заключительного совещания. Если согласие не достигнуто, оба мнения должны быть запротоколированы. Проверяемая организация при этом вправе обратиться в комиссию по апелляциям органа по сертификации.

Утверждение и рассылка акта по результатам аудита

Акт подписывают председатель комиссии, члены комиссии и предоставляют для ознакомления и подписи руководителю проверяемой организации или его представителю. Акт печатают, как правило, в двух экземплярах, если не предусмотрено другое.

Один экземпляр акта передают проверяемой организации - заказчику, другой - органу по сертификации.

Экземпляры акта  являются собственностью проверяемой организации и органа по сертификации, при этом члены комиссии и проверяемая организация  должны строго соблюдать требования конфиденциальности.

Завершение сертификации,  регистрация и выдача сертификата соответствия системы менеджмента качества

Общие положения

Сертификацию СМ не считают завершенной, пока не будут проведены все запланированные корректирующие действия и проверена результативность их выполнения.

Работу комиссии считают завершенной, если выполнены все работы, предусмотренные планом аудита, акт по результатам аудита подписан сторонами и разослан; комиссии представлены план  и отчет по выполнению корректирующих действий по устранению выявленных несоответствий и план корректирующих действий по учету уведомлений. Документы, имеющие отношение к аудиту, хранят или уничтожают в соответствии с процедурами органа по сертификации и существующими законодательными, нормативными и контрактными требованиями.

Комиссия и руководство органа по сертификации не должны раскрывать содержание документов и другую информацию, полученную во время аудита, а также содержание актов по результатам аудита любой другой стороне без согласия проверяемой организации (заказчика).

Контроль выполнения корректирующих действий по устранению несоответствий по результатам  аудита «на месте»

Контроль выполнения корректирующих действий по установленным несоответствиям орган по сертификации  осуществляет после получения письменного отчета проверяемой организации об устранении несоответствий. В отчете заказчик указывает информацию о проведенном анализе причин выявленных несоответствий и конкретные предпринятые корректирующие действия по их устранению.

Выполнение корректирующих действий по значительным несоответствиям контролируют при обязательном посещении экспертом(ами) органа по сертификации проверяемой организации.

При контроле выполнения корректирующих действий по малозначительным несоответствиям допускается рассмотрение письменного отчета проверяемой организации, если содержание корректирующего действия не требует обязательной проверки «на месте».

Во время аудита в целях контроля выполнения корректирующих действий эксперт проверяет фактическое выполнение и результативность корректирующих  действий.

Если корректирующие действия по несоответствиям при наличии соответствующих объективных свидетельств признаны неудовлетворительными, то результат аудита и оценки СМ организации признают отрицательным и орган по сертификации  уведомляет организацию об отказе в выдаче сертификата.

Критерии для принятия решения о соответствии/несоответствии  СМ установленным требованиям и решения о выдаче/невыдаче сертификата

Критерием для принятия решения о соответствии/несоответствии СМ установленным требованиям является отсутствие/присутствие несоответствий или  выполнение/невыполнение проверяемой организацией корректирующих действий в согласованные сроки и признание/непризнание органом по сертификации их результативности.

Решение овыдаче или отказе в выдачесертификата соответствия СМ принимает руководство органа по сертификации на основании рассмотрения акта по результатам аудита и отчета по  выполнению корректирующих действий. Решение должны принимать лица, не принимавшие участия в аудите.

Решение о выдаче сертификата может быть принято только после устранения всех зарегистрированных несоответствий и вызвавших их причин, т.е. после рассмотрения письменного отчета проверяемой организации органом по сертификации о проведенных корректирующих действиях и, если это необходимо, после рассмотрения результатов выполнения корректирующих действий «на месте» (7.6.2).

Форма решения о выдаче сертификата соответствияСМ требованиям ГОСТ.Р.ИСО 9001 приведена в приложении Л.

        В случае если орган по сертификации признает неудовлетворительными результаты выполнения корректирующих действий, должно быть принято решение об отказе в выдаче сертификата, о чем должна быть уведомлена организация-заказчик. 

Примечание - Все повторные аудиты (посещения проверяемой организации) и командировочные расходы экспертов проверяемая организация (заказчик) оплачивает сверх сумм за сертификацию.